Карелия, 20-26 июля 2009 г.

Не так уж много времени у нас выпало на эту поездку в Карельские леса, тем не менее есть что вспомнить, чем поделиться… Спонтанным решением стал выбор ехать именно в эту область, в район Суоярви, тем более, что на север от Петрозаводска в Кондопогу нам уже доводилось выбираться, а в срединной ещё не бывали, да и название красивое – “болотное озеро” на карельском языке. Более того наш петрозаводский друг тоже поддержал идею отправиться на рыбалку в эти места.

Состав: Prok, Свен
Маршрут: Петрозаводск – Суоярви – Каратсалми

~

Большую часть вторника мы провели в Петрозаводске, с утра крапал дождь и поддувал холодный ветер. Посмотрели часть города, побывали на берегу красивейшего Онежского озера, причём на разных набережных. Одна из них главная, портовая, откуда стартуют катера до Кижи (кстати цена на такую поездку уже выросла до 2 тыс.), другая пляжная – Пески. Странно было наблюдать немаленький песочный пустынный пляж на берегу громадного озера-моря с осознанием, что ты на севере, а не где-то в южных широтах. Тем временем погодка разгулялась и мы приняли окончательное решение выдвигаться до Суоярви, просмотрев на карте другие ближайшие озёра. Правда уже вдвоём, а не втроём как ранее планировали.

Около 3-х часов заняла дорога в 140км на автобусе Петрозаводск – Суоярви. Мелькали знакомые уже ранее по другим выездам пейзажи из хвойных лесов и камней, очень часто пападались мелкие озерца. На полпути встретилось довольно крупное Сямозеро с большим кол-вом домиков вокруг, в том числе с базами отдыха. В Суоярви штатная для приграничной территории проверка документов, закупка продуктов и такси до Каратсалми, дачный посёлок и одноимённая речка в 10км от районного центра соединяющая два озера – Салонъярви и Суоярви. Вода в речке коричневатая, глубина небольшая. Когда-то по ней справляли лес и осталось много топляка. Примерно посередине начинается разлив, где мы и остановились на противоположном берегу взяв предварительно лодку в аренду у местного жителя.

Трудновато было выбрать местечко для стоянки, чтоб поставить палатку, как это всегда бывает в холмистых районах, где повсюду кочки и камни среди сосен. Для Карелии это норма, но это же и её достоинство ради готорого сюда едут с самых отдалённых уголков. Люди бывшие на Урале и на Кавказе, в Сибири и в Крыму – говорят, что этот край ни с чем не сравнить. Камни, сосны и тысячи озёр, больших и не очень. На этот раз мы изменили своей традиции и встали не на острове среди озера, а на небольшой речке длиной всего около 3-км. После срединного разлива течение у неё убыстряется, глубина совсем небольшая и грести в обратку против течения становится затруднительно, поэтому мы не рискнули продвигаться на нашей вёсельной дальше по течению, ограничились рыбалкой в упомянутом разливе. На моторке местные иногда опускаются дальше по течению, досконально знают фарватер, чтобы подняться обратно.

Разбивая лагерь мы торопились успеть до темна, забыв, что в июле в этих местах ночи ещё белые, лишь лёгкие сумерки наступают после захода солнца и длятся до утра. В общей сложности провели на берегу три полных дня и четыре ночи, первые из которых потратили на тщетные усилия поймать хоть что-то в этом отдалённом краю. К сожалению рыба здесь уже давненько перевелась, т.е. её переловили голодные местные жители. Грех на них жаловаться за это, люди выживают как могут в уголках нашей родины: кто лес валит, кто рыбу сетями вычерпывает, кто зверя отстреливает – каков поп, таков и приход, ничего не попишешь. Говорят во множестве плодятся лишь медведи, которые никому не нужны, а рыба осталась в некотором объёме лишь дальше на север либо в приграничных зонах, куда следует заказывать надлежащий докУмент, что является проблемой даже для местных. Нам же оставалось любоваться ни с чем не сравнимым небом, вдыхать ароматы цветущего вереска, наслаждаться тишиной, изредка нарушаемой птичими голосами или всплеском играющих мальков. Однажды в сумерках заканчивая ловлю мы услышали пение ветра среди деревьев. Совершенно отчётливо произносились отдельные ноты, и пока мы прислушивались к их хаотическим по человеческим меркам звукам, течение упрямо пыталось снести нас в быстрину.

В последний третий день мы решили прогуляться к самому озеру Суоярви, куда впадала поившая нас всё это время река. В лесу попадалось полно черники, завалов из каменных глыб похожих на древние останки неизвестных строений, совсем мало грибов и совсем много комаров. Спустя некоторое время начали попадаться ещё и спиленные под корень деревья,  но не человеческим методом – бобры постарались. И мно-о-ого таких деревьев, все сплошь одной породы, не берёза, и не сосна с елью, видимо мягкая и вкусная осина или ольха. Бобры разборчивы в выборе. Почти сразу же мы нашли и бобровую хатку на берегу, и запруду рядом с ней. Хатка по размерам с обычную партизанскую землянку. В этом же месте мы нашли и искуственное речное сужение, минидамбу из камней в виде клина почти замыкающую реку. Лишь по центру течение свободно проносится дальше – сделано для удобства сплава брёвен. Река сдесь совсем мелкая, хоть и не видно дна из-за её коричневатости. Дальше по берегу нашли отличнейшее место для стоянки. Плоские камни выпирали с берега и с них открывался чудесный вид на завершающийся здесь речной бег и на озеро степенно разливающееся вдали. Мы остановились, чтобы понежиться немного в лучах вечернего солнца, насладится всей этой красотой. Сложно всё это передать на словах, карельские краски словно мельница Сампо разливают своё богатство для готового принять этот дар…

Пройдясь ещё немного по берегу мы плавно свернули в лес и вернулись в базовый лагерь. Утром нужно было сворачиваться, мы возвращались в Суоярви, в Петрозаводск. Вечер провели в компании друзей из группы “СатанаКозёл”, удачно попали на концерт фолькеров Dartz, которые под конец выступления сыграли полюбившуюся нам в путешествиях песню «Море».

Я вырос вдали от портовых огней,
Я жизни учился по книгам.
Но в нашей гостинице несколько дней
Жил старый моряк-забулдыга.
Он пил, словно черти палили нутро,
Платил золотыми, не споря.
И он говорил мне: не знает никто,
Когда позовёт тебя море.

Ооооооо, когда позовёт тебя море…