Кострома, 11-12 июня, 2011 г.

Среди основных городов “Золотого кольца” наиболее удалённым от центра, и из-за  этого относительно труднодоступным, является Кострома. Сюда мы решили съездить в наши законные выходные, которые совпали с государственным праздником “День России”. Сама история города напрямую связана с развитием русской государственности, с родом Романовых, чьё восхождение на царский престол началось именно здесь. Но не только в этом ценность Костромы.

~~
~~

Наша прогулка началась с главной площади города – Сусанинской площади. Костромичи называют её “сковородкой” из-за характерных расходящихся из центра лучей-улиц. Вокруг площади можно увидеть яркие строения XVIII-XIV веков, в них внешняя неповторимость Костромы. За постижением же духа города нужно углубиться в историю его монастырей, познакомиться с биографией людей оставивших здесь частичку своей души. В этом случае перед вами откроется настоящее богатство этих мест.

Кострома, Сусанинская площадь

Время – ткань, из которой состоит жизнь. Время – движущееся подобие вечности. Всё настоящее – мгновение вечности.

Лета 2007 в год 855-летия града Костромы на память благочестивого народа, в ознаменование воссоздания Сусанинской площади с памятником царю Михаилу Фёдоровичу Романову и крестьянину Ивану Сусанину костромскими зодчими забит сей гвоздь.

С памятниками на Сусанинской площади и рядом с ней получается интересная “катавасия”. В центральной её части в 1851 году был установлен монумент по проекту скульптора В. И. Демут-Малиновского: гранитная колонна на четырёхугольном пьедестале была увенчана бюстом юного царя, на груди которого ярко выделялся позолоченный крест. У основания колонны располагалась коленопреклонённая фигура Сусанина. На монументе был искусный барельеф со сценой из истории события. Памятник очень гармонично вписывался в окружающую архитектуру, быстро стал привычным и узнаваемым символом города, как, например, памятник Петру I в Санкт-Петербурге.

Советская власть посчитала обелиск неудобным напоминанием о монархических ценностях и в 1934 году окончательно уничтожила его (до этого был сброшен бюст и фигура Сусанина). В 1967 году вновь вспомнили о народном герое и воздвигли чуть в стороне от площади возле Молочной горы новый памятник, хоть и не столь утончённый. Сейчас собираются средства на восстановление старого памятника на прежнем месте к годовщине 400-летия царствования Романовых, однако пока нет определённости что делать в этом случае с памятником Сусанину советского времени.

Кострома, Памятник Ивану Сусанину советского периода

На постаменте надпись: «Ивану Сусанину – патриоту земли русской»

По обоим сторонам от памятника Сусанину расположились знаменитые костромские Торговые ряды. Это настоящий торговый центр позапрошлого века! Сам тип таковых построек получил своё распространение в России только в XVII-XIX веках, однако только в Костроме можно увидеть ряды во всей их полноте, только здесь они сохранились практически в первозданном виде. Несколько десятилетий возводилась архитектура торгового комплекса, заняв огромную территорию – главную площадь города и весь спуск от площади к Волге.

Кострома, Спасская церковь и Красные торговые ряды

Церковь была построена в 60-х годах ХVII века попечением купца Стефана Белова в «новом городе» Костромы, где согласно еще писцовой книге 1628 года находились «места церковные» в честь «Всемилостиваго Спаса и Рождества Пречистыя Богородицы». В 1929 году Спасская церковь была закрыта и здесь размещался антирелигиозный музей. В 2007 году возвращена Костромской епархии.

Кострома, Торговые ряды

Торговые ряды в Костроме сегодня – это памятники истории и архитектуры.

Красные, Мелочные, Мучные, Пряничные, Хлебные, Квасные, Рыбные, Мясные, Шорные, Зеленые, Масляные, Овощные, Табачные, Дегтярные  – это всё названия существующих в Костроме торговых рядов. Как только попадаешь на территорию рядов через широкую арку Гостиного двора, то оказываешься в мире старого города с лабиринтами улиц, которые переходят одна в другую. Торговая улица спускается к самой реке и замыкается Обелисками московской заставы.

Кострома, Обелиски московской заставы

Построен в 1823 года к предполагаемому приезду царя Александра I.

Обелиски Московской заставы находится на набережной Волги, встречая дорогих гостей прибывших в город по реке. Такой парадный вид въезд в город приобрел в 1823 году, когда костромичи ожидали приезда в город императора Александра I. Проектировал обелиски архитектор П. И. Фурсов, тогда еще молодой выпускник петербургской Академии художеств. Это была его первая работа. Впоследствии Фурсов построил много зданий в Костроме. Два четырехугольных обелиска были увенчаны позолоченными двуглавыми орлами. Обелиски соединяются арочными пролетами с небольшими зданиями кордегардий. Сегодня кордегардии перестроены, но обелиски сохранились. В 1912 году Московскую заставу переделали по проекту архитектора Н. Горлицына, пристроив к обелискам торговые помещения.

Кострома, Набережная Волги

Отдельного внимания заслуживает Пожарная каланча на площади Сусанина возведённая в 1827 году. Мне приходилось видеть объекты того же назначения, например в Тутаеве, но здесь и впрямь впечатляет. Если бы большинство наших градоначальников по-настоящему любили свою землю, как в своё время костромской губернатор К.И. Баумгартен, и поручали бы создание объектов таким толковым архитекторам как П. И. Фурсов – красота была бы. В 2005 году каланча была передана Костромскому музею-заповеднику. После разрушения в 1930 году колокольни Успенского собора Костромского кремля каланча стала самой высокой доминантой центра города.

Кострома, Пожарная каланча

Пожарная каланча Костромы практически все время своего существования использовалась только по назначению, и даже до недавнего времени здесь продолжало размещаться областное управление пожарной охраны.

Губернатор К. И. Баумгартен в качестве соображений постройки каланчи издал следующее предписание: «не мешает здесь приличной каланче, которая бы вместе и служила городу украшением и оградила каждого обывателя безопасностию во время пожарных случаев. Для сего избрано мною удобное место в здешнем городе, находящееся по лицу Екатеринославской площади в определении с домом градской полиции, оное находилось в частных руках, а кроме него других способных к тому нет, то в сей необходимости вынужден купить оное у капитана Сумарокова».

Ещё одно место, которое не оставит равнодушным ценителя самобытности – Романовский музей, который и сам по себе представляет ценное сооружение в стиле древнерусского терема. В его внешнем декоре использованы элементы русской архитектуры XVII века, второй этаж носит парадный характер, имитируя архитектуру «узорочья» XVIII в. Во внутреннем интерьере сохранились интересные двери, имитирующие древнерусские полотна.

Кострома, Романовский музей

По одному из проектов, согласованных с Николаем II, здание было построено в 1909-1911 гг. Внутренняя отделка продолжалась до 1913 года, когда во время празднования 300-летия Дома Романовых 19 мая музей был открыт в присутствии Николая II. Многие экспонаты, коллекции и документы были связаны с родом Романовых.

В настоящее время в здании располагаются художественные выставки произведений известных живописцев Е. В. Честнякова и Б. М. Кустодиева. И если имя последнего не требует представлений, то уроженец Костромской области и ученик Репинской школы Ефим Честняков заслуживает отдельного знакомства с ним.

Получив некоторое представление об облике города невольно задаёшься вопросами более тонкими, например любопытно узнать  о происхождении слова “Кострома”. Тема и сейчас не имеет единого мнения, но некоторые теории весьма и весьма интригуют.

Город стоит на месте слияния двух рек: Волга и Кострома. Считается, что от названия реки получил своё именование и город, однако это не проясняет этимологию самого слова. Первым из костромских историков попытавшихся наиболее правдоподобно объяснить значение слова “Кострома” был И. В. Миловидов, который в 1885 году опираясь на труд А. Н. Афанасьева “Поэтические воззрения славян на природу” выявил соответствие с “божеством весны у языческих славян”. Он писал: “В числе языческих праздников и обрядов, в которых выразилась мысль о замирающих силах природы, был обряд, совершавшийся в летнее время, соответствующий нынешнему первому воскресению после Петрова дня, обряд, известный в народе под названием похорон Костромы, Лады, Ярилы”. Более подробно исследование происхождения можно прочитать у Н. А. Зонтикова. Здесь же постараюсь привести примеры коротко.

Автор основываясь на трудах различных исследователей проводит множественные аналогии, по которым Кострома представляется олицетворением самого духа плодородия в женском обличии. Она проходит через цикл природного перерождения. Подобно тому, как семена опускаются под землю – Кострому хоронят, провожают в подземное царство. Спустя время проведённое “по ту сторону” она вновь воскресает навстречу солнечным лучам пробуждающим в ней жизнь. В этом и правда можно увидеть старую сказку: Кащей Бессмертный похищает девушку, а вслед за ней отправляется в Кащеево мертвое царство сам Иван-царевич. Иван-царевич как олицетворение Ярилы, солнечной энергии, а девушка суть Кострома.

Костромская слобода, деревянный образ Кащея Бессмертного в экспозиции “Тридевятое царство”

Сохранился аналогичный сюжет и в былинном эпосе про Ивана Годиновича, который будучи одним из богатырей князя Владимира сватался к Анастасии Димитриевне, но та уже оказалась сосватана иноземному царю Афромею Афромеевичу. В процессе противоборства за руку невесты та погибает. Имя “Анастасия” по-гречески означает “возвращение к жизни”, и вполне может являться христианской этимологией языческому имени “Кострома”.

Эта параллель оказывается ещё интереснее в связи с одним из самых знаковых мест в Костроме – Богоявленско-Анастасьиным монастырём. Анастасьин женский монастырь являлся самым древним в городе, и был поставлен в районе р. Сулы. Есть предположение, что Анастасьин монастырь возник не на пустом месте и до него существовала деревянная церковь во имя святой мученицы Анастасии Римлянины (Солунской), которая могла быть возведена здесь примерно в середине XII века на месте разрушенного святилища в честь языческой Костромы. Так или иначе факты возведения новых культовых сооружений на фундаменте сооружений прежних верований в нашей истории имели место быть.

Кострома, Богоявленско-Анастасьин Крестовоздвиженский женский монастырь

Основатель монастыря (XIV в.) – преподобный Никита был родом из Подмосковья, являлся учеником и родственником преподобного Сергея Радонежского. В XVI веке к обители были приписаны два женских монастыря — Крестовоздвиженский и Анастасьин (основанный первой женой Ивана Грозного — Анастасией Романовной). В XVI веке деревянные стены монастыря защищали Кострому на подступах к городу. Так же как и стены все постройки обители были деревянными. Первым каменным сооружением монастыря, да и всей Костромы, был Богоявленский собор, строительство которого началось в 1559 году. Собор был построен по инициативе игумена Исайи (Шапошникова) и на деньги жертвователей, из которых самым крупным являлся князь Владимир Андреевич Старицкий, двоюродный брат царя Ивана Грозного.

В Богоявленском соборе хранится Феодоровская икона Божией Матери (XII в.) — почитаемая чудотворной. Предание приписывает её авторство евангелисту Луке, иконография сходна с Владимирской иконой. Почитается как одна из святынь дома Романовых, поскольку предание связывает её с призванием в 1613 году на царство основателя династии царя Михаила Фёдоровича. Интересным является и факт того, что все невесты членов царской семьи, при переходе в православную веру, брали себе отчество «Фёдоровна».

Так совпало, или икона тому способствовала, но с Федоровской иконой Божией Матери связано прекращение великой смуты в земле Русской в начале XVII века, восстановление государственности и державности. А сестры Богоявленско-Анастасииного монастыря под руководством настоятельницы, игумении Иннокентии (Травиной), с 1991 года ведут летопись исцелений и чудотворений, совершающихся по молитвам перед иконой Пресвятой Богородицы.

Кострома. Богоявленский собор

Проход посетителей на территорию монастыря запрещён.
Открыты только наружные входы Богоявленского собора и часовни.

В старом городе, на стрелке между двумя реками Волгой и Костромой расположен Ипатьевский монастырь. Его история неразрывно связана с судьбами боярского рода Годуновых и царского рода Романовых. Значительные средства монастырю были в своё время пожалованы родом Годуновых, при которых семья Романовых и была подвергнута опале начиная с 1600 года. В Ипатьевском монастыре в смутное время будущий царь укрывался со своей матерью Ксенией Ивановной Романовой от преследования польско-литовскими отрядами. Здесь сошлись крёстные ходы московской делегации и костромских жителей во главе с Феодоровской иконой Божией Матери в марте 1613 года, чтобы пригласить на Российский престол Михаила Фёдоровича Романова.  С этих самых пор монастырь стал считаться родовой вотчиной Романовых, и знаковым местом для всей последующей истории Российского государства вплоть до революции 1917 года.

Кострома, Ипатьевский монастырь

Основан монастырь был более семисот лет назад. Возник он, как крепость, защищающая город от набегов татар. По старинным документам, уже в древности его окружали толстые, дубовые стены.

В монастыре создавались иконописные мастерские и книжные хранилища. Древние рукописи, которые сохранились в монастырской библиотеке, имеют огромное значение для воссоздания истории монастыря. Одним из древнейших и ценных летописных памятников является Ипатьевская летопись, которая сегодня хранится и изучается в Академии наук России в Петербурге.

Кострома, Ипатьевский монастырь, Троицкий собор

В 16 веке расширяются границы Московского государства. Был по-новому укреплен и Ипатьевский монастырь. На средства бояр Годуновых он был обнесен каменными стенами и внутри появились каменные постройки. В то время был возведен каменный Троицкий собор. В 1613 году в Троицком соборе Ипатьевского монастыря совершается торжественный обряд избрания на царство Михаила Романова.

А в 1919 году монастырь был закрыт, и до 1958 года постройки обители использовались под коммунальные квартиры для рабочих текстильных фабрик. Впоследствии в стенах монастыря по решению Совета Министров были размещены фондохранилища и экспозиции Костромского государственного историко-архитектурного музея-заповедника.

Кострома, Ипатьевский монастырь, Троицкий собор

Мастера – иконописцы достигают таких высот в своем деле, что, например, роспись Троицкого собора, признана шедевром монументально – декоративного искусства 17 века.

Фрески ковром покрывают стены, своды, барабаны и столбы храма. Они расположены в пять ярусов и весь цикл состоит из восьмидесяти одной композиции. Артель иконописцев, состоящая из восемнадцати человек, во главе со знаменитым Гурием Никитиным и Силой Савиным расписала собор за три месяца 1685 года! В 1993 году решением Патриарха Алексия II и Священного Синода РПЦ Ипатьевский монастырь возобновил свое существование. Сегодня Ипатьевкий монастырь передается церкви.

Костромская слобода, Музей деревянного зодчества

Один из крестьянских домов Костромской области, внутри которого воспроизведен быт старых времён

Рядом с Ипатьевским монастырём находится Костромская слобода, Музей деревянного зодчества действующий с 1958 года. Здесь собраны сохранившиеся памятники деревянной архитектуры со всей костромской области. В деревенской избе (дом Ершова) сохранен колорит 19 века. Ее привезли из села Кортюк. В ней восстановлена вся старинная обстановка. Есть полати, лавки, печь с деревянной пристройкой, коллекция деревянной посуды.

Костромская слобода, экспозиция “Тридевятое царство”

18 января 2011 года в музее-заповеднике «Костромская слобода» открылась новая экспозиция под открытым небом «Тридевятое царство». Костромские мастера по дереву превратили знакомую всем с детства сказку «Кощей Бессмертный» в реальность. Интересно знают ли сами зодчие как близко они с помощью своего творчества подошли к истокам происхождения своего родного города? Каждая скульптура задействованная в экспозиции вырезана из цельного куска дерева. По словам самого мастера экспозиция будет постоянно дополняться по мере подготовки новых фигур. И кроме персонажей откровенно сказочных появятся другие, менее мифологизированные древние образы славянского языческого прошлого.

Костромская слобода, экспозиция “Тридевятое царство”

На этом закончилось наше двухдневное знакомство с городом. Некоторые считают, что такой небольшой провинциальный город как Кострома можно посмотреть за один день – это не верно. И двух дней едва хватает лишь на то, чтобы только слегка прикоснуться взглядом к здешним памятникам. Для того же, чтобы лучше прочувствовать атмосферу города и без спешки впитать в себя его драгоценные тайны, здесь нужно пожить. А ведь недалеко отсюда ещё Плёс, Нерехта и другие замечательные уголки…

Материалы подготовил Свен

6 комментариев на «Прогулка по Костроме»

  1. Прекрасный отчет! Обязательно съезжу в Кострому, заодно хотел бы посетить город Судиславль, который находится недалеко от нее и тоже имеет довольно древнее происхождение.

  2. Было очень интересно почитать и посмотреть фотографии, благодарень!
    А на сами выставки в Романовский музей заходили?

  3. В Романовский музей мы сходили, но получилось перед самым его закрытием, поэтому осталось всего полчаса на осмотр выставок. Кустодиев, насколько я понял, там временно представлен, под него отведён небольшой зал и картин не очень много. А Честнякову посвящено несколько залов и большое кол-во картин выставлено, в том числе глиняные фигурки и графические работы. Самая знаменитая “Город всеобщего благоденствия”. Интересная биография у этого художника. Другие экспозиции мы посмотреть не успели.

  4. Кострома mon amour

  5. Persival:

    Да, жаль в свое время Кострома не предстала перед нами в таком свете..:)

  6. Приятно посмотреть на родной город и услышать такие отзывы приезжайте в гости, уверена вам понравится!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *